Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Секс да дело

03.05.2024

Секс да дело

03.05.2024

Году в 1996-м мои питерские родственники, уже достаточно прочно вставшие на ноги в новой стране, решили пригласить в гости своего близкого друга и однокурсника – по их словам, талантливого ученого, эрудита и «даже немножечко барда».

После его прилёта в Израиль они сразу же вручили ему, совершенно русскому человеку, традиционную туристическую экскурсию: «Иерусалим – город трёх религий». Экскурсия начиналась рано утром, к семи вечера гость должен был вернуться, а на восемь был назначен званый ужин, на котором родственники хотели познакомить нас со своим питерским другом.

Однако ужин пришлось отменить: вернувшись из Иерусалима сам не свой, друг заперся в комнате и на любые вопросы и деликатный стук в дверь не отвечал. На следующий день выяснилось, почему он пребывал в столь глубоком трансе: он узнал, что Иисус был евреем.

Понимаю, что эта история вызовет у многих читателей недоверие: ну не мог «эрудит», да и просто образованный человек не знать таких простых вещей. Возможно, я бы и сам не поверил, если бы эта история не касалась наших родственников. Но, тем не менее, всё было именно так.

Да и сами евреи порой демонстрируют не меньшее невежество во всех вопросах, связанных с их же собственной религией. Помню, накануне Судного дня один крупный израильский политик, успевший даже несколько месяцев пробыть на посту премьер-министра, заявил, что этот праздник в Пятикнижии Моисеевом не значится и придуман раввинами, а потому отмечать его совсем не обязательно. То есть можно и не поститься.

И судя по тому, что сотни тысяч избирателей возглавляемой им партии приняли эти сказанные без тени сомнения слова на веру, они, да и многие другие евреи, сами примерно так же образованы в этих вопросах, как и данный политик. Между тем достаточно просто открыть библейский отрывок «Ахарей мот», дабы убедиться, что в нём не только упоминается Судный день, но и даётся точная дата его празднования, а также подробно расписаны все законы, связанные с этим днём.

И это наглядно иллюстрирует, как любят многие евреи – да и не только они – рассуждать, чего требуют от нас библейские ценности, или судить, что для Б-га важнее, а порой и вещать чуть ли не от Его имени, но при этом они ни разу в жизни даже не заглядывали, так сказать, в первоисточник. И все их библейские знания почерпнуты обычно из услышанных ими давно случайных разговоров на эту тему таких вот «знатоков» Священного Писания, как этот политик. Или же из популярных книжек, подавляющая часть которых написана полными невеждами, а то и злонамеренными лжецами.

Вспомнил я об этом потому, что как раз в эту субботу во всех синагогах мира будет читаться библейский отрывок «Ахарей мот». И он в самом начале сразу же возвращает нас к загадочной смерти двух сыновей первосвященника Аарона, что уже следует из его названия, которое можно перевести как «После смерти».

«Всевышний сказал Моисею после смерти двух сыновей Аарона: “Они умерли потому, что приблизились”», – такими словами начинается этот отрывок. И сразу вслед за этим: «Передай своему брату Аарону, что не во всякое время он может входить в Святилище за завесу, к крышке, покрывающей Ковчег – дабы ему не умереть, ибо Я Сам буду являться в облаке».

Я уже писал о том, что многие разделы Пятикнижия представляют собой не учебник истории, а скорее детально составленную инструкцию по технике безопасности в нашем материальном мире. Очевидно, что нельзя совать пальцы в розетку или кипящий чайник, чтобы не навлечь на себя большие неприятности, а то и смерть. И уж тем более необходимо самым скрупулезным образом следовать законам службы в Храме, где каждая ошибка сродни ошибке оператора реактора атомной электростанции. Нет сомнения, что сыновья Аарона руководствовались самыми благими намерениями – хотели «приблизиться к Нему», постичь тайны мироздания. Но при этом они нарушили «правила техники безопасности»: вошли с воскурениями в Святая Святых, куда мог зайти только первосвященник, да и то только раз в году – как раз в Судный день.

Любопытно, что вслед за «инструкциями» на столь высокодуховные темы значительная часть отрывка «Ахарей мот» оказывается посвящена сфере, казалось бы, весьма низменной. А именно – интимной области жизни и находящихся в этой сфере запретов.

Тут на страницах Пятикнижия вам и запрет на прелюбодеяние с замужней женщиной, и на гомосексуализм. А также на одновременное сожительство с двумя сестрами. И даже на совокупление с животными. Но предшествуют всему этому перечислению весьма высокопарные слова: «Я – Г-сподь, ваш Б-г! По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте. И обычаям земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не следуйте. Мои законы и установления исполняйте!»

Дело в том, что эти практики были широко распространены в древнем мире, и многие народы не видели в них ничего предосудительного. И можно объяснить почему. Они были столь глубоко погружены в материальную, животную природу человека, что даже не особенно ощущали разницу между человеком и животным – отсюда это обожествление кошек, овец и быков в Египте, изображения «богов» с головами зверей на Ближнем Востоке и широкое распространение скотоложства. Вспомните того же «Золотого осла» Апулея. А ведь идёт уже второй век новой эры – уже не такая дремучая первобытность. Но нет – римляне всё равно этим широко «забавляются».

Да и в значительно более поздних периодах, даже в раннем Средневековье хватает сказаний и легенд разных народов о том, как царская дочь бросилась из башни вниз, не пожелав выйти замуж за своего отца или брата. Но по мнению большинства фольклористов, истории эти родились ещё до перехода этих народов от язычества к христианству или исламу. Теперь эти запреты считаются само собой разумеющимися, но на самом деле они были восприняты современными народами после принятия одной из авраамических религий, то есть в основе своей чисто еврейские. И появившиеся впервые в Пятикнижии Моисеевом запреты на подобные практики призваны были приподнять человека над его животной природой, показать ему путь достижения гармонии между своим физическим и духовным началом, а также внести святость в самую интимную сферу нашей жизни.

{* *}