culture

Символика еврейских надгробий


12.04.2001

Круг изобразительной символики надгробий весьма богат и разнообразен, но в то же время четко определен. Одно из правил в еврейском искусстве - изображений человека лучше избегать. Это распространяется и на такой "мажорный" вид изобразительного искусства, как надгробия. На самом деле запрещено изображать человека и животное в скульптуре, дабы эта скульптура не стала, подобно своему прообразу, золотому тельцу, предметом культового поклонения.

Хитрые художники, стремясь не нарушать этот запрет, вместо всей фигуры изображали только руку. Этот известный в искусстве прием называется pars pro toto (часть вместо целого). Под фрагментом "кодируется" все изображение. Также человека заменяли изображением зверя или птицы. Каждый сюжет и изображение на стеле не случайно, в нем зашифрована определенная информация о захороненном человеке.

Например:

- Два медведя, несущие виноградную гроздь - библейские разведчики, возвращающиеся к народу в пустыню с доброй вестью о плодородии земли Ханаанской. Виноград соответствует плодородию.

- Если птица кормит птенца, опускает пожертвования в кружку, читает книгу и т.д. - это добрые качества покойного.

Но это еще далеко не все. Попробуем разобраться по порядку.

Ряд мотивов связан с традиционной еврейской символикой.

- менора - изначально древнейший символ еврейства и атрибут храма. На надгробии она означает и символ женской благочестивости, проявляющейся в соблюдении ритуала зажигания свечей в шабат и праздники. Меноре часто сопутствуют молитвенно осеняющие женские руки.

- если свеча одна, если она сломана, если сломан цветок - это девичье надгробие.

Принадлежность к определенной семье, роду:

- благословляющие руки с разведенными попарно пальцами - надгробие коhенов - священников в Иерусалимском храме.

- кувшин - принадлежность к роду левитов - их почетная обязанность омывать руки коhенам во время службы.

- корона над каким-либо символом подчеркивает его высокое значение

Образы животного мира.

Обращение к этим образам восходит к Танаху, который требует быть "смелым, как пантера, легким, как орел, быстрым, как олень, и сильным, как лев, при исполнении воли Вс-вышнего". Изображения этих зверей вместе с фантастическими грифонами и единорогами воспринимаются также как добрые гении, стражи святынь. В строгой геральдической композиции фланкируют свиток Торы, шкаф с Пятикнижием, менору и другие символы, оттеняя собой их высокую значимость.

- Лань - память о добре и красоте, символизирует любовь, чувственность и отмечает надгробие девушки или молодой женщины.

- Единорог - символ возвышенности человеческого духа (ведь единорог живет высоко в горах).

Со следующим мотивом ассоциируются представления об избавлении и приходе Мошиаха и потусторонней жизни:

- Павлин - знак вечного блаженства среди райских красот.

- Левиафан, свернувшийся кольцом и дикий бык -предназначены для райского стола и напоминают о предстоящем праведнику благоденствии, когда придет Мошиах

- Одна рыба - может обозначать утопленника.

- Две рыбы - знак зодиака месяца Адар.

- Три рыбы, образующие кольцо - древний знак вечности

- Белка, грызущая орех - орех мудрости - символ ума.

- Аист, заклевывающий змею - говорит о том, что добрые дела умершего при его жизни были несравнимы с его недостатками.

Есть сюжеты, говорящие о ремеслах и пристрастиях умершего:

- Шкаф с книгами - просвещённость

- Скрипка или флейта - музыкант

- Рубанок, пила, утюг, ножницы - ремесленник

- Повозка с бочкой - водовоз

Такие обыденные сюжеты показывают, что для Вс-вышнего дорог каждый человек, вне зависимости от его социального статуса.

- цветущие растения в первую очередь просто декоративны, но говорят также и о плодотворной деятельности на пути добра.

Очень забавны образы, возникшие из чисто фонетического совпадения имени и символа.

- имя Лейб - изображается лев

имя Гирш - олень

Бер - медведь

Фишл - рыба

Фейгл - птица

Такое стремление найти изобразительный эквивалент имени приводит даже к парадоксальным случаям. Исследователи еврейских надгробий Польши А. Леви упоминает стелу с фамилией Gut. На ней изображена шляпа, фланкируемая львами. А все очень просто: Gut произносится как hut, а hut- это шляпа.

Нередко авторы сюжета пытаются усилить впечатление:

- Зверя пронзает стрела и жалит змея, хотя зверь и так обречен.

Изображение может трактоваться двояко - рядом с именем девушки Фейгл (птичка) показана улетающая птица, которая означает еще и улетающую, уходящую жизнь. Тут уже отдается предпочтение идее, отвлеченному символу, а не только привязкой к имени.

- Сломанное дерево, разбитая ладья, сорванный цветок, опустевший дом- все сломанное, разбитое, покинутое - знак смерти.

- Сломанное дерево, обвившая его змея жалит рядом лежащего оленя, а над ними заброшенный дом с повисшей на одной петле дверью - тоже говорит о смерти.

- Страшного вида лев, крушащий лапой плодоносящее дерево - смерть как неумолимая жестокая сила.

Еще один распространенный прием, когда природа соответствует состоянию персонажа. Это известный фольклорный прием. Например, на стеле изображается раздвоенное дерево. Под засохшей ветвью лежит мертвый птенец - это сам умерший; а под другой, цветущей, стоят скорбящие живые птенцы. Дерево в этом случае становится эмоциональным фоном.

Материал подготовила

Ната Гольдина












ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Исход пошёл в тираж

Исход пошёл в тираж Петр Люкимсон:
В 1900 году евреи-социалисты из Кракова выпустили Агаду, в которой все египтяне были изображены в виде врагов пролетариата – банкиров, домовладельцев и раввинов, а в роли угнетаемых евреев, само собой, выступали еврейские рабочие...

Еврей де-юре

Еврей де-юре Мои отношения с немцами испортились. Я стал их бояться и, лишь завидев, в панике бежал прятаться. Однажды, зимой 1942-1943 годов, я гулял во дворике перед домом. Неожиданно открылась калитка, и во двор вошел немец. Я бросился бежать, но было поздно:...

Наши интервью

«Михалков потерял и совесть, и талант»

«Михалков потерял и совесть, и талант» Математику он бросил из-за её монотонности, педагогику – из-за политических разногласий с руководством школы. Он пришёл в мир кино в...

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало»

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало» Мало кто из ее семьи выжил в Освенциме, но она узнала об этом, лишь будучи взрослой. И стала собирать истории женщин, переживших...