culture

Приколоться по-еврейски


07.08.2009

Новая картина Джадда Апатоу «Приколисты», несмотря на свое название и комедийный жанр,  не такая уж забавная история. Лента популярного американского режиссера раскрывает нестареющие темы — дружбы, любви, одиночества и чувства бессмысленности происходящего — сквозь призму переживаний и жизненного опыта американского еврея.

Стэнд-ап комик Джордж Симмонс, герой Адама Сэндлера, очень успешен и настолько же одинок. Домашняя прислуга и случайные подружки — единственные гости его особняка, обклеенного постерами из фильмов. Внезапно Джордж узнает, что болен раком крови на последней стадии. Врач прописывает ему курс экспериментальных медикаментов, объяснив, что выздоровление наступает в восьми процентах случаев.

Отец главного героя был атеистом. «Если Б-г существует, как он мог допустить Холокост?», — любил повторять он сыну. Так что комедия — единственный известный Джорджу способ противостоять трудностям. Узнав страшный диагноз, он немедленно отправляется в клуб и дает импровизированное представление, пытаясь как-то справиться с чувством безысходности и мыслями о надвигающейся смерти.

В клубе Джордж встречает молодого коллегу, начинающего комика Айру Райт, и решает сделать его своим ассистентом. Далеко не еврейская фамилия Райт кажется главному герою странной. «Скрываешь свое еврейство?» — противным голосом дразнит он помощника. «Как я могу это скрывать, если у меня на лице написано, что я обрезан?!» — парирует Айра.

В то время как Джордж рос в среде евреев-атеистов, Айра воспитывался в духе иудаизма: ездил в еврейские летние лагеря, проходил бар-мицву. Свою фамилию Айра Вайнер сменил просто из-за того, что во дворе его обидно дразнили, а не для того, чтобы скрыть свое происхождение. Так, на первое свое комедийное шоу Айра вышел в футболке со знаком супермена, нарисованным внутри звезды Давида.

Роль Айры исполняет канадский актер и сценарист Сет Роган, который уже снялся в нескольких картинахх Апатоу. За участие в «40-летнем девственнике» он был номинирован на премию MTV Movie в категории «Лучшая экранная команда». Подобно своему герою, в детстве Сет окончил еврейскую школу «Талмуд Тора».

Говорят, что благодаря фильмам Вуди Аллена и его современников, евреский юмор так прочно вошел в американскую комедийную культуру, что комикам-евреям нового поколения не пришлось «ассимилироваться»: их стиль воспринимается совершенно естественно. Правда, новая лента Апатоу, несмотря на привычные грубоватые шутки, получилась куда более серьезной и зрелой.

Позерство смертельно больного героя выглядит скорее щемящим, нежели действительно смешным, даже когда по сюжету врач сообщает Симмонсу, что у него появился реальный шанс поправиться. Сентиментальные чувства и неуклюжие старания Айры приводят Джорджа в дом его бывшей возлюбленной Лауры, которая давно вышла замуж и стала матерью двоих детей. Но вместо классического хэппи-энда с воссоединением двух бывших влюбленных перед зрителями разворачивается куда более сложная и реалистичная картина взросления главного героя.

На вечеринке в честь своего почти что чудесного выздоровления Джордж появляется с Рейчел — «нормальной» еврейской девушкой, не имеющей никакого отношения к богемной среде актеров. Ее играет актриса Мэгги Стифф, известная по роли Рейчел Менкен, еврейской владелицы универмага, в телесериале Mad Men.

Нельзя сказать, что герой Сэндлера изменился до неузнаваемости, но его скромные победы над самим собой и несомненный внутренний рост — достойный финал этой смешной и трогательной ленты.

«Людям больше нравятся те комедии, которые заставляют переживать за героев. Это я понял по двум последним фильмам, — говорит Апатоу. — В этой картине я просто продвинулся на шаг дальше».


Материал подготовила Яна Савельева

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Исход пошёл в тираж

Исход пошёл в тираж Петр Люкимсон:
В 1900 году евреи-социалисты из Кракова выпустили Агаду, в которой все египтяне были изображены в виде врагов пролетариата – банкиров, домовладельцев и раввинов, а в роли угнетаемых евреев, само собой, выступали еврейские рабочие...

Еврей де-юре

Еврей де-юре Мои отношения с немцами испортились. Я стал их бояться и, лишь завидев, в панике бежал прятаться. Однажды, зимой 1942-1943 годов, я гулял во дворике перед домом. Неожиданно открылась калитка, и во двор вошел немец. Я бросился бежать, но было поздно:...

Наши интервью

«Михалков потерял и совесть, и талант»

«Михалков потерял и совесть, и талант» Математику он бросил из-за её монотонности, педагогику – из-за политических разногласий с руководством школы. Он пришёл в мир кино в...

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало»

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало» Мало кто из ее семьи выжил в Освенциме, но она узнала об этом, лишь будучи взрослой. И стала собирать истории женщин, переживших...