culture

Приколоться по-еврейски


07.08.2009

Новая картина Джадда Апатоу «Приколисты», несмотря на свое название и комедийный жанр,  не такая уж забавная история. Лента популярного американского режиссера раскрывает нестареющие темы — дружбы, любви, одиночества и чувства бессмысленности происходящего — сквозь призму переживаний и жизненного опыта американского еврея.

Стэнд-ап комик Джордж Симмонс, герой Адама Сэндлера, очень успешен и настолько же одинок. Домашняя прислуга и случайные подружки — единственные гости его особняка, обклеенного постерами из фильмов. Внезапно Джордж узнает, что болен раком крови на последней стадии. Врач прописывает ему курс экспериментальных медикаментов, объяснив, что выздоровление наступает в восьми процентах случаев.

Отец главного героя был атеистом. «Если Б-г существует, как он мог допустить Холокост?», — любил повторять он сыну. Так что комедия — единственный известный Джорджу способ противостоять трудностям. Узнав страшный диагноз, он немедленно отправляется в клуб и дает импровизированное представление, пытаясь как-то справиться с чувством безысходности и мыслями о надвигающейся смерти.

В клубе Джордж встречает молодого коллегу, начинающего комика Айру Райт, и решает сделать его своим ассистентом. Далеко не еврейская фамилия Райт кажется главному герою странной. «Скрываешь свое еврейство?» — противным голосом дразнит он помощника. «Как я могу это скрывать, если у меня на лице написано, что я обрезан?!» — парирует Айра.

В то время как Джордж рос в среде евреев-атеистов, Айра воспитывался в духе иудаизма: ездил в еврейские летние лагеря, проходил бар-мицву. Свою фамилию Айра Вайнер сменил просто из-за того, что во дворе его обидно дразнили, а не для того, чтобы скрыть свое происхождение. Так, на первое свое комедийное шоу Айра вышел в футболке со знаком супермена, нарисованным внутри звезды Давида.

Роль Айры исполняет канадский актер и сценарист Сет Роган, который уже снялся в нескольких картинахх Апатоу. За участие в «40-летнем девственнике» он был номинирован на премию MTV Movie в категории «Лучшая экранная команда». Подобно своему герою, в детстве Сет окончил еврейскую школу «Талмуд Тора».

Говорят, что благодаря фильмам Вуди Аллена и его современников, евреский юмор так прочно вошел в американскую комедийную культуру, что комикам-евреям нового поколения не пришлось «ассимилироваться»: их стиль воспринимается совершенно естественно. Правда, новая лента Апатоу, несмотря на привычные грубоватые шутки, получилась куда более серьезной и зрелой.

Позерство смертельно больного героя выглядит скорее щемящим, нежели действительно смешным, даже когда по сюжету врач сообщает Симмонсу, что у него появился реальный шанс поправиться. Сентиментальные чувства и неуклюжие старания Айры приводят Джорджа в дом его бывшей возлюбленной Лауры, которая давно вышла замуж и стала матерью двоих детей. Но вместо классического хэппи-энда с воссоединением двух бывших влюбленных перед зрителями разворачивается куда более сложная и реалистичная картина взросления главного героя.

На вечеринке в честь своего почти что чудесного выздоровления Джордж появляется с Рейчел — «нормальной» еврейской девушкой, не имеющей никакого отношения к богемной среде актеров. Ее играет актриса Мэгги Стифф, известная по роли Рейчел Менкен, еврейской владелицы универмага, в телесериале Mad Men.

Нельзя сказать, что герой Сэндлера изменился до неузнаваемости, но его скромные победы над самим собой и несомненный внутренний рост — достойный финал этой смешной и трогательной ленты.

«Людям больше нравятся те комедии, которые заставляют переживать за героев. Это я понял по двум последним фильмам, — говорит Апатоу. — В этой картине я просто продвинулся на шаг дальше».


Материал подготовила Яна Савельева

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Праздник навсегда

Праздник навсегда Алина Фаркаш:
Все, что говорили нам мамы и бабушки, становится неактуальным. Бабушка говорила, что мужчины любят дурочек, а расстояние между бедрами – это страшное несчастье и уродство. Сейчас я наматываю километры бегом и отказываюсь от еды, чтобы достичь тех...

Я видела чудо

Я видела чудо Алла Борисова:
Наверное, это такая национальная черта. Ведь что-то же гонит евреев на баррикады революций, какая-то сила всегда несет их к иным берегам на утлых суденышках – прочь от рабства, унижения, несвободы. Что-то поднимало их на заранее обреченные восстания...

Наши интервью

Школа чудес

Школа чудес Чудеса рассматривались всегда как доказательство существования Творца. Это важнейший элемент любой религии. В преддверии праздника...

Павел Пепперштейн: «Я опираюсь на галлюцинации»

Павел Пепперштейн: «Я опираюсь на галлюцинации» Павел Пепперштейн – фигура первой величины в современном искусстве и литературе. Художник, автор «Мифогенной любви каст» – нашумевшего...