culture

Ограбление по-еврейски


05.12.2013

«Никто точно не знает и по сей день, что тогда произошло на самом деле», — говорит румынский кинорежиссер Нае Каранфил, снявший фильм о банде «Ионид», группе еврейских интеллектуалов-коммунистов, совершивших самое известное ограбление банка в истории стран Варшавского договора. 


Мировая премьера нового фильма Каранфила «Близко к Луне» состоялась на проходившем недавно Фестивале румынского кино в Нью-Йорке. Картина стала самой высокобюджетной за всю историю румынского кинематографа. В ней снимались не только румынские, но и американские и британские актеры: Вера Фармига, Марк Стронг и Гарри Ллойд. В жанровом отношении острозрелищная лента заметно отличается от других румынских фильмов, демонстрировавшихся в рамках фестиваля — перегруженных диалогами психологических драм.

«Ближе к Луне» — настоящий экшн, но это не значит, что создателям фильма не удалось воссоздать атмосферу Румынии в эпоху правления Чаушеску.

Фильму предшествуют пояснительные титры, в которых сообщается, что до и во время Второй мировой войны евреи были активно представлены в румынской компартии, а после установления просоветского режима многие из них заняли ведущие посты в государственной иерархии. Однако к концу 50-х в партийном руководстве возобладали антисемитские тенденции, и многие евреи оказались в оппозиции к правящему режиму.

Итак, Бухарест, 1959 год. Дерзкое ограбление банка наделало в стране много шуму. Это невообразимая пощечина властям, держащим страну в «железном кулаке». Арестованы пять человек, все евреи. Власти предполагают, что речь идет о сионистском заговоре, целью которого является нелегальная переправка евреев в Израиль. Участники ограбления осуждены, и в ожидании приговора вынуждены... сниматься в пропагандистском фильме о совершенном ими преступлении. Все пять персонажей ленты были героями антинацистского сопротивления и занимали видные посты в послевоенной Румынии.

Гарри Ллойд играет кинорежиссера, которому Министерство культуры поручило снимать пропагандистский фильм. Он арендует квартиру у господина Зильбера, колоритного старого еврея, который беспрестанно пьет сливовицу и слушает «Голос Америки».
— Почему бы вам не послушать Брамса по государственному радио? — спрашивает его режиссер.
— Потому что на государственном радио даже Брамс превращается в пропаганду, — отвечает Зильбер.

Режиссер и героиня Веры Фармиги вступают в романтические отношения, финал которых остается зрителю неизвестным. Из финальных кадрах мы понимаем только, что впоследствии ее детям удалось эмигрировать в Израиль.

Некоторые зрители посетовали режиссеру, что его фильм напоминает некоторые итальянские комедии и не позволяет окунуться в атмосферу Румынии мрачной эпохи Чаушеску. На это Каранфил, родившийся в 1960 году, ответил, что и в те времена не каждый день был мрачным: «Люди, как и всегда, смеялись и пели. Фильм намеренно снят в фарсовой манере, поскольку фарсом была вся наша тогдашняя жизнь».



Материал подготовил Роберт Берг

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Руки убери!

Руки убери! Петр Люкимсон:
Лет двадцать назад я интервьюировал одного из многих тогда еще живых ветеранов Великой Отечественной. Интервью было обычное, «датское» – ко Дню Победы. Но как раз в тот год по мировым СМИ прокатился вал публикаций о «зверствах Советской армии на...

Нам нужен Холокост

Нам нужен Холокост Гюльнара Мурадова:
Все могло бы пойти иначе, если бы театр располагался не напротив центральной синагоги Киева. Если бы скандальная афиша появилась не в День памяти жертв Катастрофы. Если бы спектакль назывался по-другому. Но киевский раввин Моше Асман вышел на улицу...

Наши интервью

Натан Гринберг: «Они думают, что мы российские агенты»

Натан Гринберг: «Они думают, что мы российские агенты» 9 мая на параде почти не будет ветеранов – зато будут сотни тысяч их фотографий, которые понесут участники «Бессмертного полка». В...

Марк Рудинштейн: «Нашествие секса на советскую здравницу»

Марк Рудинштейн: «Нашествие секса на советскую здравницу» Продюсер Марк Рудинштейн устраивал концерты советских эстрадников, сидел в тюрьме и создал фестиваль «Кинотавр». Потом написал...