culture

Ограбление по-еврейски


05.12.2013

«Никто точно не знает и по сей день, что тогда произошло на самом деле», — говорит румынский кинорежиссер Нае Каранфил, снявший фильм о банде «Ионид», группе еврейских интеллектуалов-коммунистов, совершивших самое известное ограбление банка в истории стран Варшавского договора. 


Мировая премьера нового фильма Каранфила «Близко к Луне» состоялась на проходившем недавно Фестивале румынского кино в Нью-Йорке. Картина стала самой высокобюджетной за всю историю румынского кинематографа. В ней снимались не только румынские, но и американские и британские актеры: Вера Фармига, Марк Стронг и Гарри Ллойд. В жанровом отношении острозрелищная лента заметно отличается от других румынских фильмов, демонстрировавшихся в рамках фестиваля — перегруженных диалогами психологических драм.

«Ближе к Луне» — настоящий экшн, но это не значит, что создателям фильма не удалось воссоздать атмосферу Румынии в эпоху правления Чаушеску.

Фильму предшествуют пояснительные титры, в которых сообщается, что до и во время Второй мировой войны евреи были активно представлены в румынской компартии, а после установления просоветского режима многие из них заняли ведущие посты в государственной иерархии. Однако к концу 50-х в партийном руководстве возобладали антисемитские тенденции, и многие евреи оказались в оппозиции к правящему режиму.

Итак, Бухарест, 1959 год. Дерзкое ограбление банка наделало в стране много шуму. Это невообразимая пощечина властям, держащим страну в «железном кулаке». Арестованы пять человек, все евреи. Власти предполагают, что речь идет о сионистском заговоре, целью которого является нелегальная переправка евреев в Израиль. Участники ограбления осуждены, и в ожидании приговора вынуждены... сниматься в пропагандистском фильме о совершенном ими преступлении. Все пять персонажей ленты были героями антинацистского сопротивления и занимали видные посты в послевоенной Румынии.

Гарри Ллойд играет кинорежиссера, которому Министерство культуры поручило снимать пропагандистский фильм. Он арендует квартиру у господина Зильбера, колоритного старого еврея, который беспрестанно пьет сливовицу и слушает «Голос Америки».
— Почему бы вам не послушать Брамса по государственному радио? — спрашивает его режиссер.
— Потому что на государственном радио даже Брамс превращается в пропаганду, — отвечает Зильбер.

Режиссер и героиня Веры Фармиги вступают в романтические отношения, финал которых остается зрителю неизвестным. Из финальных кадрах мы понимаем только, что впоследствии ее детям удалось эмигрировать в Израиль.

Некоторые зрители посетовали режиссеру, что его фильм напоминает некоторые итальянские комедии и не позволяет окунуться в атмосферу Румынии мрачной эпохи Чаушеску. На это Каранфил, родившийся в 1960 году, ответил, что и в те времена не каждый день был мрачным: «Люди, как и всегда, смеялись и пели. Фильм намеренно снят в фарсовой манере, поскольку фарсом была вся наша тогдашняя жизнь».



Материал подготовил Роберт Берг

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Праздник навсегда

Праздник навсегда Алина Фаркаш:
Все, что говорили нам мамы и бабушки, становится неактуальным. Бабушка говорила, что мужчины любят дурочек, а расстояние между бедрами – это страшное несчастье и уродство. Сейчас я наматываю километры бегом и отказываюсь от еды, чтобы достичь тех...

Я видела чудо

Я видела чудо Алла Борисова:
Наверное, это такая национальная черта. Ведь что-то же гонит евреев на баррикады революций, какая-то сила всегда несет их к иным берегам на утлых суденышках – прочь от рабства, унижения, несвободы. Что-то поднимало их на заранее обреченные восстания...

Наши интервью

Школа чудес

Школа чудес Чудеса рассматривались всегда как доказательство существования Творца. Это важнейший элемент любой религии. В преддверии праздника...

Павел Пепперштейн: «Я опираюсь на галлюцинации»

Павел Пепперштейн: «Я опираюсь на галлюцинации» Павел Пепперштейн – фигура первой величины в современном искусстве и литературе. Художник, автор «Мифогенной любви каст» – нашумевшего...