culture

Ограбление по-еврейски


05.12.2013

«Никто точно не знает и по сей день, что тогда произошло на самом деле», — говорит румынский кинорежиссер Нае Каранфил, снявший фильм о банде «Ионид», группе еврейских интеллектуалов-коммунистов, совершивших самое известное ограбление банка в истории стран Варшавского договора. 


Мировая премьера нового фильма Каранфила «Близко к Луне» состоялась на проходившем недавно Фестивале румынского кино в Нью-Йорке. Картина стала самой высокобюджетной за всю историю румынского кинематографа. В ней снимались не только румынские, но и американские и британские актеры: Вера Фармига, Марк Стронг и Гарри Ллойд. В жанровом отношении острозрелищная лента заметно отличается от других румынских фильмов, демонстрировавшихся в рамках фестиваля — перегруженных диалогами психологических драм.

«Ближе к Луне» — настоящий экшн, но это не значит, что создателям фильма не удалось воссоздать атмосферу Румынии в эпоху правления Чаушеску.

Фильму предшествуют пояснительные титры, в которых сообщается, что до и во время Второй мировой войны евреи были активно представлены в румынской компартии, а после установления просоветского режима многие из них заняли ведущие посты в государственной иерархии. Однако к концу 50-х в партийном руководстве возобладали антисемитские тенденции, и многие евреи оказались в оппозиции к правящему режиму.

Итак, Бухарест, 1959 год. Дерзкое ограбление банка наделало в стране много шуму. Это невообразимая пощечина властям, держащим страну в «железном кулаке». Арестованы пять человек, все евреи. Власти предполагают, что речь идет о сионистском заговоре, целью которого является нелегальная переправка евреев в Израиль. Участники ограбления осуждены, и в ожидании приговора вынуждены... сниматься в пропагандистском фильме о совершенном ими преступлении. Все пять персонажей ленты были героями антинацистского сопротивления и занимали видные посты в послевоенной Румынии.

Гарри Ллойд играет кинорежиссера, которому Министерство культуры поручило снимать пропагандистский фильм. Он арендует квартиру у господина Зильбера, колоритного старого еврея, который беспрестанно пьет сливовицу и слушает «Голос Америки».
— Почему бы вам не послушать Брамса по государственному радио? — спрашивает его режиссер.
— Потому что на государственном радио даже Брамс превращается в пропаганду, — отвечает Зильбер.

Режиссер и героиня Веры Фармиги вступают в романтические отношения, финал которых остается зрителю неизвестным. Из финальных кадрах мы понимаем только, что впоследствии ее детям удалось эмигрировать в Израиль.

Некоторые зрители посетовали режиссеру, что его фильм напоминает некоторые итальянские комедии и не позволяет окунуться в атмосферу Румынии мрачной эпохи Чаушеску. На это Каранфил, родившийся в 1960 году, ответил, что и в те времена не каждый день был мрачным: «Люди, как и всегда, смеялись и пели. Фильм намеренно снят в фарсовой манере, поскольку фарсом была вся наша тогдашняя жизнь».



Материал подготовил Роберт Берг

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Не отдавать свою Победу

Не отдавать свою Победу Борух Горин:
Почему в память павших на войне следует устраивать военный парад? Почему главы иностранных держав должны любоваться мощью российской армии, по совпадению являющейся сейчас одной из угроз, мнимых или реальных, этой самой неблагодарной Европе?...

Личная радость каждого

Личная радость каждого Майя Богданова:
Общением с Б-гом мы прекрасно научились пренебрегать. Современный мир предлагает нам так много способов занять и ум, и сердце. К тому же есть ведь отличный компромисс: для общения с Б-гом у меня есть суббота. Я хожу в синагогу, я читаю Амиду, я...

Наши интервью

«Человек не может все знать»

«Человек не может все знать» Обладатель шести «Хрустальных сов» и одной «Бриллиантовой», первый магистр клуба «Что? Где? Когда?», Александр Друзь больше тридцати...

Раввин из Бухенвальда

Раввин из Бухенвальда Мог ли восьмилетний Люлек за воротами концлагеря предположить, что спустя много лет станет главным раввином еврейского государства и...