culture

Хроника Холокоста ужаснула Хичкока


09.01.2014

В Британии впервые покажут документальный фильм о Холокосте, в создании которого принимал участие режиссер Альфред Хичкок. Бобины с отснятой пленкой несколько десятилетий хранились в Имперском военном музее Лондона.

В 1945 году барон Сидни Бернстайн, один из крупнейших телемагнатов Британии, друг и покровитель Хичкока, привлек его к работе над документальной лентой о преступлениях нацистов, основанной на материалах, которые были отсняты британскими и советскими фронтовыми операторами в концентрационных лагерях. В интервью газете Independent оператор британской армии, зафиксировавший освобождение узников концлагеря Берген-Бельзен в провинции Ганновер в 1945 году, вспоминает, что, впервые увидев эти кадры, Хичкок был так глубоко потрясен, что неделю не появлялся на студии. «Непревзойденный мастер хоррора, режиссер был по-настоящему шокирован ужасами реальной жизни», — иронизирует оператор.

Изначально картину планировалось закончить в сжатые сроки: главная цель демонстрации подобных материалов заключалась в том, чтобы представить документальные свидетельства зверских преступлений нацистского режима. Однако производство фильма затянулось, и к тому моменту, когда работа над ним завершилась, союзное командование решило, что игра на одном только чувстве вины едва ли поможет ускорить послевоенное восстановление Европы. В итоге пять из шести катушек с пленкой были переданы на хранение в Имперский военный музей, и на несколько десятилетий о проекте забыли.

В 1980-х отснятый материал обнаружил в хранилище музея американский исследователь, и фильм наконец увидел свет. В 1984 году его неоконченная версия была впервые представлена на Берлинском кинофестивале, а годом позже транслировалась в эфире американского телекана PBS под названием «Память о лагерях» (Memory of the Camps).

Теперь сотрудники Имперского военного музея заканчивают работу по восстановлению исходной версии фильма, задуманной Хичкоком, Бернстайном и их соавторами. Им удалось с помощью цифровых технологий отреставрировать старую пленку, а также дополнить уже готовый материал кадрами с нашедшейся последней, шестой катушки.

По словам Тоби Хаггита, куратора исследовательских проектов Имперского военного музея, фильм получился «гораздо откровеннее любого другого документального кино о нацистских лагерях». Критики и историки кино, присутствовавшие на двух предварительных показах «Памяти о лагерях», нашли картину «тяжелой и волнующей»: трагедия Холокоста в ней изображена предельно прямолинейно и натуралистично. Тем не менее это кино не только о смерти: в нем запечатлены и признаки возрождения, возвращения к жизни. «Например, есть кадры, на которых вчерашние узники лагерей впервые после освобождения принимают душ или стирают одежду, — рассказывает Хаггит. — Этот фильм пробуждает одновременно чувство отчуждения и веру в гуманизм, в человека. Несмотря на то что люди, пережившие все эти ужасы, чувствовали себя совершенно подавленными и сломленными, в них все еще теплилась надежда».

Новую версию фильма планируют показать в эфире британского телевидения в начале 2015 года, правда, под другим названием (оно пока не раскрывается). Телепремьера будет приурочена к 70-летию освобождения Европы от нацистов. Перед этим фильм покажут на нескольких кинофестивалях.

«Не в наших силах сделать этот фильм менее тяжелым для зрителя. Однако мы можем помочь людям понять, что именно делает его таковым», — подчеркивает Тоби Хаггит.



Материал подготовила Диана Россоховатская

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Исход пошёл в тираж

Исход пошёл в тираж Петр Люкимсон:
В 1900 году евреи-социалисты из Кракова выпустили Агаду, в которой все египтяне были изображены в виде врагов пролетариата – банкиров, домовладельцев и раввинов, а в роли угнетаемых евреев, само собой, выступали еврейские рабочие...

Еврей де-юре

Еврей де-юре Мои отношения с немцами испортились. Я стал их бояться и, лишь завидев, в панике бежал прятаться. Однажды, зимой 1942-1943 годов, я гулял во дворике перед домом. Неожиданно открылась калитка, и во двор вошел немец. Я бросился бежать, но было поздно:...

Наши интервью

«Михалков потерял и совесть, и талант»

«Михалков потерял и совесть, и талант» Математику он бросил из-за её монотонности, педагогику – из-за политических разногласий с руководством школы. Он пришёл в мир кино в...

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало»

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало» Мало кто из ее семьи выжил в Освенциме, но она узнала об этом, лишь будучи взрослой. И стала собирать истории женщин, переживших...