israel

Битва за «Короны» евреев Дамаска


09.12.2014

В начале 90-х израильские спецслужбы в ходе специальной операции помогли сирийским евреям вывезти из Дамаска в Иерусалим древние манускрипты, содержащие тексты Танаха. Спустя два десятилетия Национальная библиотека Израиля обратилась в суд с просьбой передать рукописи в ее фонд на бессрочное хранение. Этот иск может спровоцировать юридическую битву за право владения объектами культурного наследия сирийских евреев. 


Коллекция, известная под названием «Короны Дамаска», состоит из девяти книг в кожаных переплетах, написанных на пергаменте и представляющих собой образцы древней каллиграфии. Книги создавались в основном на территории современных Италии и Испании в XI–XIV веках и на протяжении сотен лет хранились в синагогах Дамаска. На всеобщее обозрение их выставляли лишь по особо торжественным случаям.

В начале 1990-х годов Сирия сняла запрет на выезд за границу членов еврейской общины, в результате чего многие из них смогли покинуть страну. Вывозить с собой ценные артефакты евреям было запрещено. И тогда  
«Моссад» провел  в 1993 – 1995 годах ‎секретную операцию по отправке восьми книг из Дамаска в Израиль. Еще один манускрипт удалось перевезти в 1993 году с помощью канадского еврейского активиста. Тогда же документы передали для хранения и реставрации в израильскую Национальную библиотеку. 

На протяжении нескольких лет факт вывоза древних книг в Израиль не афишировался, — очевидно, чтобы не нагнетать конфликт с сирийскими властями. И сегодня из подробностей секретной операции «Моссада» общественности известно лишь, что спасению «Корон Дамаска» содействовал раввин Авраам Хамра, который в те годы был лидером еврейской общины Сирии, а в настоящее время проживает в Израиле. В свое время шеф «Моссада» Шабтай Шавит подтвердил участие Хамры в операции, однако не уточнил, какая именно задача была ему поручена. В 2000 году «секретность» с книг была снята, и их даже выставили на всеобщее обозрение в резиденции президента Израиля.

Вчера Национальная библиотека Израиля обратилась в суд с просьбой оставить коллекцию в ее стенах и создать специальный благотворительный фонд, который займется вопросами содержания манускриптов. Следить за состоянием книг, по предложению библиотечного руководства, будет также специальный наблюдательный комитет из представителей Объединения репатриантов из Сирии.

Против этой инициативы выступает раввин Авраам Хамра. По его словам, книги являются важнейшими объектами культурного наследия сирийских евреев и поэтому должны быть переданы на хранение в их культурный центр в Израиле, который, впрочем, пока еще только планируется построить. Хамра ссылается на каталог выставки 2000 года, в котором было заявлено, что манускрипты, являющиеся «религиозным и духовным достоянием сирийской еврейской общины, будут храниться в Национальной библиотеке Израиля до тех пор, пока в стране не будет создан культурный центр сирийских евреев».

Руководство библиотеки, со своей стороны, отрицает, что когда-либо обещало передать коллекцию, аргументируя тем, что располагает необходимым опытом и технологиями хранения древних хрупких рукописей. Наблюдательный комитет должен признать рукописи «собственностью всего еврейского народа, которая не может быть передана никому», считает научный директор библиотеки Хагай Бен-Шамай. К тому же Аврааму Хамре было предложено войти в состав комитета, однако он ответил отказом.

Шамай добавляет, что не опасается возможных требований вернуть «Короны Дамаска» со стороны сирийских властей. «Документы всегда были собственностью сирийской еврейской общины, они никогда не принадлежали сирийскому государству», — отмечает он. В настоящее время в Сирии проживает всего несколько человек еврейского происхождения.

Борьба за «Короны Дамаска» напоминает правовой конфликт вокруг другой ценной книги, принадлежавшей еврейской общине Сирии, — «Кодекса Алеппо». Кодекс, написанный в 920 году в Тверии, считается древнейшим и наиболее авторитетным экземпляром Танаха. В 1947 году, после принятия ООН решения о создании еврейского государства в Палестине, в Сирии поднялась волна антиеврейских мятежей и погромов. Синагога в городе Алеппо, где на протяжении нескольких веков хранился кодекс, была сожжена погромщиками, а сам документ исчез. В 1958 году о «Кодексе Алеппо» заговорили вновь, когда он был тайно перевезен в Израиль сирийским евреем Мудадом Фахамом и передан президенту страны Ицхаку Бен-Цви.

Община выходцев из Алеппо подала иск против израильского правительства, заявив, что кодекс является ее собственностью. Суд принял компромиссное решение: артефакт передали на хранение в специально созданный комитет во главе с главным раввином Израиля.


Материал подготовила Татьяна Володина

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Растянутый закат

Растянутый закат Петр Люкимсон:
В тот день я долго гулял по бывшему еврейскому кварталу Вильнюса – по улочкам, где жили раввины, ешиботники, шорники, сапожники, пекари, где потом было Виленское гетто. Но странное дело – эти дома не вызвали в душе никакого отклика, я не чувствовал...

Как муж евреем стал

Как муж евреем стал Алина Фаркаш:
Тяжелее всего гиюр мужа дался мне. Хотя я подозреваю, что у него будет другое мнение на этот счет. Я должна была понять с самого начала, еще с момента виртуального знакомства, что все будет совсем непросто. Завязалось все с того, что я задержалась...

Наши интервью

Евреи против египтян. Месть фараона

Евреи против египтян. Месть фараона История взаимоотношений евреев и египтян так же длинна, как история еврейского народа, летопись всей нашей цивилизации. Первым...

Андрей Макаревич: «Ту собаку уже убили и приготовили»

Андрей Макаревич: «Ту собаку уже убили и приготовили» Андрей Макаревич был и остается чрезвычайно продуктивным: в прошлом году он завершил мировое турне со своим проектом «Идиш-Джаз», а в...