news

Арт-исследование «Лик, лицо, личность» состоялось в Израильском культурном центре


26.09.2005

Уникальное арт-исследование «Лик, лицо, личность» (От запрета культа до культуры портрета)  состоялось 20 сентября в Израильском культурном центре при посольстве государства Израиль в РФ. Организаторами встречи совместно с ИКЦ были Музей портрета «Россия - взгляд из третьего тысячелетия» (директор – Ирина Махнева)  и Ассоциация художников-портретистов (президент – проф. Александр Осипов), а также издательство “DirectMedia”.  
 Участники встречи проследили путь от библейского запрета на изображение лица, через основные этапы развития портретного жанра до наших дней, размышляли о философии портрета как жанра, пытались постичь  психологию восприятия портрета. Для этого постарались увидеть портрет глазами всех участников процесса создания и восприятия портрета. Организаторы встречи предоставили присутствующим уникальную возможность увидеть  портрет глазами художника, модели, зрителя, психолога, врача, критика и друга портретируемого. Обсуждение представленных портретов позволило выявить необычные ракурсы, новые аспекты существования жанра, заглянуть по ту сторону холста.
 Вечер открыл директор ИКЦ Карми Эльберт,  который сказал, что евреи оказали большое влияние на различные виды искусств, но не на живопись. Бытует мнение, что евреи не рисовали, потому, что имеется библейский запрет на изображение. Так ли это объяснил присутствующим раввин Зеев Вагнер, заведующий учебным отделом  ФЕОР. Он отметил, что это – один из мифов об иудаизме, которые существуют в сознании людей, и  прокомментировал религиозную концепцию запрета на изображение лица в иудаизме.  Участники встречи обсудили философию и психологию восприятия портрета с участием самих портретируемых и психолога Александра Савина.
 Был представлен краткий обзор истории развития портретного жанра “От кумира к индивидуальности, от индивидуальности – к кумиру: наглядная история портрета от Шумера до Шагала”. Весьма содержательный рассказ об эволюции различных видов портрета  сопровождался показом прекрасного иллюстративного материала в виде слайд-шоу, состоящего из электронных репродукций издательства “DirectMedia”, выпустившего    библиотеку “Шедевры мировой культуры на CD”. Александра Литвина, главный редактор издательства, рассмотрела  концепцию портрета в европейском искусстве нового времени в сопоставлении его с другими традициями и культурами, проиллюстрировав свой рассказ слайдами. Также было рассмотрено, какими функциями наделяется изображение в обществе, с какого момента начинается история портретного искусства, возможность изображения человека. Было описано, кого и как следовало изображать, и в чем отличие живописного портрета и фотографии.
 Ведущей встречи была художник Ирина  Махнева, директор Музея портрета «Россия - взгляд из третьего тысячелетия», которая сказала, что изображение личности стало высшей ценностью и объектом изучения Музея.  “Рассматривая портреты людей, творивших и творящих историю цивилизации, мы исследуем ушедшие эпохи, всматриваемся в настоящее, пытаемся заглянуть в будущее” – отметила И. Махнева.
 Каждый участник арт-исследования получил свой портрет – “моментальный профиль души”, выполненный художником-моменталистом Николаем Рачковым, который, между прочим, утверждает, что “От любви до ненависти – один шарж!”
 Участником встречи был Борис Петрович Бельмасов – художник, обладающий  уникальным даром изображения лица человека по словесному описанию. Сначала участники арт-исследования ответили на вопросы художника, а затем у них на глазах он нарисовал  портрет одной из присутствовавших дам, в котором нельзя было не узнать модель.
 В актовом зале и фойе была представлена выставка портретов художников Ирины Махневой, Александра Осипова, Сергея Чайкуна, Б. Хаимова, Л. Федотьевой, С. Масыгина, И. Дризе и др. 

 


ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Исход пошёл в тираж

Исход пошёл в тираж Петр Люкимсон:
В 1900 году евреи-социалисты из Кракова выпустили Агаду, в которой все египтяне были изображены в виде врагов пролетариата – банкиров, домовладельцев и раввинов, а в роли угнетаемых евреев, само собой, выступали еврейские рабочие...

Еврей де-юре

Еврей де-юре Мои отношения с немцами испортились. Я стал их бояться и, лишь завидев, в панике бежал прятаться. Однажды, зимой 1942-1943 годов, я гулял во дворике перед домом. Неожиданно открылась калитка, и во двор вошел немец. Я бросился бежать, но было поздно:...

Наши интервью

«Михалков потерял и совесть, и талант»

«Михалков потерял и совесть, и талант» Математику он бросил из-за её монотонности, педагогику – из-за политических разногласий с руководством школы. Он пришёл в мир кино в...

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало»

Каталин Пеши: «Холокоста будто не существовало» Мало кто из ее семьи выжил в Освенциме, но она узнала об этом, лишь будучи взрослой. И стала собирать истории женщин, переживших...