news

Премьера оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка» состоится в Москве


25.12.2006

Мировая премьера оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка» состоится сегодня, 25 декабря в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки, передает радио "Культура".

Участниками вечера к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича станут солисты, хор и оркестр оперного театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, дирижер – Вольф Горелик.

«Не устаю восхищаться оперой «Пассажирка» Вайнберга, – писал Дмитрий Шостакович. – Ее музыка ярка и образна, в ней нет ни одной «пустой» ноты»…

Это высказывание Шостаковича делает излишним вопрос, почему опера Мечислава Вайнберга исполняется в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Шостаковича. Вайнберг был его близким другом. О нем Дмитрий Дмитриевич хлопотал в 1952-м, когда его арестовали как зятя Михоэлса. Его пригласил на полуподпольную домашнюю премьеру своих «Еврейских песен». Кроме того, именно Шостакович написал предисловие к изданию клавира оперы «Пассажирка», где сквозь обязательные для того времени пассажи об идейной стороне просвечивает истинное восхищение композиторским талантом друга.

В опере Вайнберга Шостаковича могло привлечь многое. Прежде всего, ему наверняка был близок сюжет. Антифашистская тема, выживание человека в нечеловеческих условиях, - это мучительно волновало и самого Шостаковича. Импонировала ему и партитура оперы – лаконизм фактуры, остро-экспрессивная мелодика, яркие контрасты, искусно обыгранные цитаты – банальный вальс, услаждающий слух коменданта Освенцима, «Военный марш» Шуберта, русская протяжная песня и знаменитая скрипичная «Чакона» Баха.

Опера Вайнберга писалась на излете «оттепели», поставить ее в 70-е не было никакой надежды. Да и сегодня концлагерь на оперной сцене – явление экстраординарное. Тем более важно, что такая тема разработана в «Пассажирке» без натурализма, в ней много света и лирики. И, самое главное, опера звучит очень современно, ее можно слушать без всяких скидок на сорокалетнюю временную дистанцию».


ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Крокодил на кухне

Крокодил на кухне Евгений Липкович:
Уже в аэропорту позвонила теща – не за меня она волновалась, хотела узнать, что будет на ужин кушать внучка. – Друзья обещали её сводить в перуанский ресторан. – Почему в перуанский? – удивилась теща. – Там изумительно готовят крокодилов, –...

Исход евреев из Парижа

Исход евреев из Парижа Анна Лесневская:
Я приехала в Париж осенью на стажировку в известный французский журнал. Преодолевая приступы панического страха, я спускалась в зловонное метро, где клошары просыпались и завтракали на лавках. Парадный вход в здание крупнейшего европейского...

Наши интервью

Петер Гардош: «Потому что ты тоже еврей!»

Петер Гардош: «Потому что ты тоже еврей!» В июле 1945 года врачи объявили Миклошу Гардошу, что жить ему осталось полгода. В тот же день он отправил 117 писем. Спустя полвека...

Паскаль Рамбер: «В Америке напуганы до смерти»

Паскаль Рамбер: «В Америке напуганы до смерти» Французский режиссер Паскаль Рамбер ставит по всему миру – от МХТ им. Чехова до «Коммеди Франсез». В интервью Jewish.ru он вспомнил,...