theme

Куба еврейская


25.12.2014

Восстановление отношений между США и Кубой, символом чего стало освобождение из кубинской тюрьмы американского еврея Алана Гросса, возможно, сделает еврейскую общину островного государства более открытой миру, отмечает обозреватель JNS.org Рафаэль Медофф.

В ту эпоху, когда Куба была испанской колонией, на острове проживало незначительное количество евреев, в основном марранов, скрывавших свою приверженность иудаизму. Ведь до начала XX века в Испании и ее владениях единственной разрешенной религией был католицизм.

В 1890-х годах некоторые американские евреи оказывали поддержку кубинскому освободительному движению во главе с Хосе Марти. По итогам испано-американской войны 1898 года Куба обрела независимость от Испании, но вошла в сферу влияния США. На острове начали селиться американские бизнесмены, среди которых было немало евреев.

К 1904 году, когда кубинская еврейская община насчитывала около 300 семей, в Гаване была основана первая синагога. Накануне Первой мировой войны на остров переселились около пяти тысяч сефардских евреев из Турции и Северной Африки. Благодаря знанию языка ладино они смогли с легкостью адаптироваться к жизни в испаноязычной стране.

После того как США в 1920 году ужесточили свою иммиграционную политику, многие европейские евреи отправились на Кубу, но большинство из них рассматривало остров лишь как перевалочный пункт. В этот период численность еврейского населения острова выросла до 20 тысяч, возникли общины в некоторых провинциальных городах страны.

С серьезным усилением антисемитизма кубинские евреи столкнулись в 30-е годы. Основными причинами этого явления стали Великая депрессия и приход к власти в Германии нацистов. Многочисленные немецкие агенты стремились усилить влияние своего режима в Латинской Америке, одна из ведущих кубинских газет регулярно публиковала переводы статей из антисемитского германского журнала Der Stürmer, издававшегося нацистским пропагандистом Юлиусом Штрайхером, казненным впоследствии по приговору Нюрнбергского трибунала.

Пришедший к власти на Кубе в 1933 году диктатор Фульхеньсио Батиста предоставил евреям страны полноценное гражданство. Однако положение еврейской общины было осложнено тем, что по инициативе того же Батисты был принят закон, согласно которому не менее 50% работников на любом предприятии должны быть уроженцами Кубы. Хотя этот закон был принят не из антисемитских соображений, он привел к тому, что многие евреи лишились работы. Тем не менее еврейская иммиграция на остров из Европы продолжалась. Одна из американских газет предположила в 1938 году, что США снизили пошлину на ввоз кубинского сахара в обмен на то, что власти острова откроют двери для беженцев из Европы. Однако эта теория скорее всего не имеет под собой никаких реальных оснований: в 1939-м Куба отказалась принять прибывш
ее из Гамбурга судно «Сент-Луис», на борту которого находились в основном еврейские беженцы из нацистской Германии. Пароход был вынужден вернуться в Европу, а большинство его пассажиров погибли в лагерях смерти.

Хотя многие кубинские лидеры сочувствовали сионизму, Куба была единственной из латиноамериканских стран, которая в 1947 году проголосовала в ООН против резолюции о разделе Палестины. Однако в последующие годы отношения между Кубой и еврейским государством улучшились.

Кубинская революция 1959 года, национализировавшая частную собственность, подорвала экономическое положение еврейского населения острова, хотя некоторые евреи входили даже в ближайшее окружение лидера революции Фиделя Кастро. К 1965 году практически 90 процентов евреев эмигрировали из страны. Большая часть переселилась в США, некоторые обосновались в Израиле и в других странах Латинской Америки.

С середины 1960-х годов Куба заняла ярко выраженную проарабскую позицию, а в 1973-м, во время Войны Судного дня, разорвала дипломатические отношения с Израилем. Один кубинский дипломат, бежавший на Запад, обнародовал информацию, что в 70-х годах режим Кастро через свое посольство в Дамаске поставлял оружие палестинским террористам, действовавшим в Ливане.

Распад Советского Союза, имевший катастрофические последствия для экономики Кубы, вынудил Фиделя Кастро проводить более гибкую политику в отношении евреев. Поэтому в начале 90-х годов кубинские власти разрешили более 400 евреям репатриироваться в Израиль.

В 90-х годах международные еврейские организации — «Джойнт» и Канадский еврейский конгресс — получили возможность действовать на Кубе, оказывать материальную помощь еврейским общинам, участвовать в восстановлении синагог, отправлять на Кубу раввинов во время еврейских праздников. В настоящее время на острове проживают около 1500 евреев.


Материал подготовил Роберт Берг

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Растянутый закат

Растянутый закат Петр Люкимсон:
В тот день я долго гулял по бывшему еврейскому кварталу Вильнюса – по улочкам, где жили раввины, ешиботники, шорники, сапожники, пекари, где потом было Виленское гетто. Но странное дело – эти дома не вызвали в душе никакого отклика, я не чувствовал...

Как муж евреем стал

Как муж евреем стал Алина Фаркаш:
Тяжелее всего гиюр мужа дался мне. Хотя я подозреваю, что у него будет другое мнение на этот счет. Я должна была понять с самого начала, еще с момента виртуального знакомства, что все будет совсем непросто. Завязалось все с того, что я задержалась...

Наши интервью

Евреи против египтян. Месть фараона

Евреи против египтян. Месть фараона История взаимоотношений евреев и египтян так же длинна, как история еврейского народа, летопись всей нашей цивилизации. Первым...

Андрей Макаревич: «Ту собаку уже убили и приготовили»

Андрей Макаревич: «Ту собаку уже убили и приготовили» Андрей Макаревич был и остается чрезвычайно продуктивным: в прошлом году он завершил мировое турне со своим проектом «Идиш-Джаз», а в...