theme

В Южной Дакоте раввина ждут год


01.01.2015

Первые евреи поселились на территории американского штата Южная Дакота более 150 лет назад, во времена золотой лихорадки. Они занимались преимущественно торговлей разнообразными товарами для старателей. К 1920 году численность еврейского населения Южной Дакоты достигла 1,3 тысяч человек, однако затем начала сокращаться.


Сегодня местная еврейская община насчитывает всего 390 человек, что составляет примерно 0,05% от всего населения штата. По численности еврейского населения Южная Дакота занимает последнее место среди всех штатов США, отмечает Associated Press.

Еврейская молодежь штата активно перебирается в крупные города. «Никто не хочет быть последним, кому придется выключать свет в аэропорту», — иронизирует Стив Бенн, врач-акушер из города Рапид-Сити. Бенн возглавляет местную общину, в которой он выполняет также обязанности моэля и организатора бар-мицв.

Среди еврейского населения Южной Дакоты много сотрудников базы ВВС в Эллсворте, а также врачей, работающих в индейских резервациях. Когда срок их рабочего контракта истекает, в большинстве случаев они переезжают в другие штаты.

В двух крупнейших городах штата, Су-Фолс и Рапид-Сити, есть постоянно действующие синагоги. Синагога в Рапид-Сити в прошлом была жилым домом, который подарил общине Стэн Адельштейн, избранный от Южной Дакоты в Сенат США.

Поскольку еврейские общины в обоих городах весьма немногочисленны, они не могут позволить себе пригласить постоянного раввина и платить ему зарплату. С 1979 года обязанности раввина в Су-Фолс исполнял Стивен Форштейн, который параллельно занимался торговлей осветительными приборами. «Я без стеснения заявляю о том, что торгую иудаизмом наравне с лампочками», — признался Форштейн в интервью
AP в 1980 году. Однако впоследствии раввин-бизнесмен переехал в Мичиган. С тех пор общинами штата руководят светские лидеры, а во время еврейских праздников их посещают студенты иешив, в том числе участники программы ХАБАДа «Странствующий раввин».

«Некоторые из местных жителей ждут приезда раввина целый год, чтобы задать волнующие их вопросы по еврейской традиции, — рассказал во время своего визита в Су-Фолс «странствующий раввин» Йосеф Шарфштейн. — Должен отметить, что в многоквартирном доме в Бруклине, где я живу, больше евреев, чем во всей Южной Дакоте». Хабадники привозят с собой кошерное мясо, которое невозможно купить в местных магазинах. В обычное время многим еврейским семьям штата приходится заказывать кошерную продукцию в интернете.

Стива Бенна беспокоит будущее его общины: он опасается, что численность еврейского населения в штате со временем будет только сокращаться. В настоящее время среди членов общины Рапид-Сити есть всего один ребенок школьного возраста. Недавно местные евреи обсуждали, не стоит ли им последовать примеру еврейской общины города Дотана, расположенного в штате Алабама. Там предлагается вознаграждение в размере 50 тыс. долларов любой еврейской семье, которая переедет в их город и проживет по крайней мере пять лет.

Хотя еврейские общины штата невелики, их объединяет чувство сплоченности и готовность соблюдать еврейские традиции. Некоторые жители отдаленных населенных пунктов затрачивают по три часа на дорогу в один конец, чтобы посетить шаббатнюю
службу в синагоге Рапид-Сити.

Между тем еврейская жизнь не затихает и в соседних с Южной Дакотой штатах, общины которых также нельзя назвать многочисленными. Раввин Хаим Брук, содиректор Бейт-ХАБАДа Монтаны, считает своей целью добиться того, чтобы на дверном косяке каждого еврейского дома в штате была установлена мезуза. По словам Брука, заповедь мезузы приобретает на Диком Западе особое значение: смысл этой мицвы состоит в том, что благодаря мезузе еврейский дом находится под верховной защитой Б-га, в то время как в Монтане издавна привыкли полагаться главным образом на огнестрельное оружие.

«Я молод, мне всего 31 год. И я надеюсь с Б-жьей помощью снабдить мезузой каждый еврейский дом штата. Монтана должна стать самым защищенным штатом в стране. Но не за счет кольтов и браунингов, а благодаря мезузам. Пусть мезуза защищает нас наряду со Второй поправкой к Конституции США», — улыбается Брук.

Затею раввина нельзя не назвать амбициозной, сообщает
AP: штат Монтана занимает территорию в 381 тыс. кв. км, превосходя по площади, например, Германию. При этом еврейское население штата, согласно переписи 2010 года, составляет всего 1350 человек (хотя Брук убежден, что реальный показатель в 2,5 раза больше).

«Здешние евреи буквально жаждали приобщиться к идишкайту, — рассказывает раввин. — Люди распахнули перед нами не только двери своих домов, но и свои души. И мы не стремимся моментально превратить местных евреев в ортодоксов.
Мы просто знакомим их с основами нашей традиции».


Материал подготовил Роберт Берг

На эту тему:

ТЕГИ

НОВОСТИ ТОП 15

Колумнистика

Растянутый закат

Растянутый закат Петр Люкимсон:
В тот день я долго гулял по бывшему еврейскому кварталу Вильнюса – по улочкам, где жили раввины, ешиботники, шорники, сапожники, пекари, где потом было Виленское гетто. Но странное дело – эти дома не вызвали в душе никакого отклика, я не чувствовал...

Как муж евреем стал

Как муж евреем стал Алина Фаркаш:
Тяжелее всего гиюр мужа дался мне. Хотя я подозреваю, что у него будет другое мнение на этот счет. Я должна была понять с самого начала, еще с момента виртуального знакомства, что все будет совсем непросто. Завязалось все с того, что я задержалась...

Наши интервью

Евреи против египтян. Месть фараона

Евреи против египтян. Месть фараона История взаимоотношений евреев и египтян так же длинна, как история еврейского народа, летопись всей нашей цивилизации. Первым...

Андрей Макаревич: «Ту собаку уже убили и приготовили»

Андрей Макаревич: «Ту собаку уже убили и приготовили» Андрей Макаревич был и остается чрезвычайно продуктивным: в прошлом году он завершил мировое турне со своим проектом «Идиш-Джаз», а в...